Нахабино
Московская область
Нахабино
Цена от: 170 руб.
Дмитровка
Москва
Дмитровка
Цена от: 300 руб.
Новопетровская
Москва
Новопетровская
Цена от: 150 руб.
Пушкино-комфорт
Московская область
Пушкино-комфорт
Цена от: 159 руб.
Волгоградский проспект
Москва
Волгоградский проспект
Цена от: 200 руб.
ТРУД
Москва
ТРУД
Цена от: 235 руб.
Пушкино - СЕМЕЙНОЕ
Московская область
Пушкино - СЕМЕЙНОЕ
Цена от: 240 руб.
Дмитровская-2
Москва
Дмитровская-2
Цена от: 300 руб.
Павелецкая набережная
Москва
Павелецкая набережная
Цена от: 250 руб.
Преображенская-комфорт
Москва
Преображенская-комфорт
Цена от: 250 руб.
Разместить общежитие

Россия откроется мигрантам?

Не так давно мы уже писали о миграционной политике государства и рассматривали особенности трудовой миграции на примере Москвы. Однако в самое ближайшее время очень многое может поменяться. Это произойдет с принятием «Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 года», которая сейчас рассматривается и обсуждается в высших политических кругах.

Пять нововведений

Во-первых, Концепция предусматривает введение балльной системы для отбора мигрантов, желающих въехать в Россию. Критериями могут стать возраст, образование, профессиональная подготовка, способность к адаптации и прочее, - об этом глава ФМС Константин Ромодановский сообщил 26 июля 2011 г. во время обсуждения документа в Общественной палате РФ. Причем предполагается, что данные критерии будут меняться с учетом изменений демографической ситуации и условий на рынке труда. Например, как отметил руководитель ФМС, путем изменения величины проходного балла можно будет ограничивать количество лиц, получающих вид на жительство, не влияя при этом на качественный состав претендентов.

Во-вторых, предлагается отменить институт выдачи разрешений на временное проживание для мигрантов, усовершенствовав при этом институт получения ими вида на жительство, а также ввести ускоренный (упрощенный) порядок получения гражданства РФ для лиц, имеющих вид на жительство и являющихся предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами (а также членами их семей) и выпускниками российских учреждений профессионального образования.

В-третьих, наряду с программами привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, предлагается разрабатывать программы по подготовке мигрантов по профессиям, востребованным в РФ.

В-четвертых, Концепция предполагает упрощение въезда и снятие ограничения для работы и обучения для членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые контракты, а также упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории РФ иностранных граждан, участвующих в инвестировании и предпринимательской деятельности и иностранных граждан в рамках внутрифирменных и внутрикорпоративных перемещений.

В-пятых, рассматривается возможность отмены механизма выдачи квот на привлечение иностранной рабочей силы, который сегодня является основным инструментом регулирования трудовой иммиграции.

Заполнение «демографической ямы»

Отдельный блок Концепции посвящен созданию предпосылок для введения режима свободного перемещения на территории РФ для трудовых мигрантов.

В документе предлагается принять ряд мер в области противодействия незаконной миграции, в том числе: продолжить работу по созданию центров содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению и депортации, усовершенствовать меры административной ответственности за нарушение миграционного законодательства РФ и создать условия для получения, формирования и хранения дактилоскопической информации об иностранных работниках в электронном виде.

Очевидная либерализация миграционного законодательства, по словам Константина Ромодановского, имеет свои основания. Целью Концепции является стабилизация и увеличение численности населения страны, обеспечение потребности экономики в рабочей силе, обеспечение национальной безопасности и геополитических интересов РФ. Если перевести все эти тезисы на бытовой язык, то мероприятия Концепции направлены на то, чтобы заполнить мигрантами демографическую яму, в которую стремительно скатывается Россия.

По прогнозам демографов, на которые ссылаются разработчики Концепции, в ближайшие 15 лет численность россиян в трудоспособном возрасте уменьшится не менее чем на 10 миллионов человек, а доля граждан старшего возраста в структуре экономически активного населения будет расти. При этом резервы повышения уровня экономической активности в молодом и старшем возрастах практически исчерпаны. Причина этого, прежде всего, в низкой рождаемости. В начале июля министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова на встрече с Президентом страны Дмитрием Медведевым сообщила, что среднее число детей на одну семью в России достигло величины 1,59, что заметно выше, чем несколько лет назад, но недостаточно для простого воспроизводства населения. Согласно расчётам демографов, для того, чтобы численность россиян перестала сокращаться, число рождений на одну женщину (так называемый коэффициент фертильности) должно достичь величины 2,15, т.е. в каждой российской семье должно быть в среднем 2-3 ребёнка.

Столкновения мнений

Миграционная проблема столь сложна и неоднозначна, что единой позиции в отношении её решения не имеют даже государственные чиновники. Безусловно, некоторую брешь, образовавшуюся в рядах трудящихся, приток мигрантов, конечно, закроет, но каков будет их статус?

Заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов считает, что трудовые права мигрантов и россиян должны быть уравнены. Такое мнение чиновник высказал на прошедшей 4 августа пресс-конференции, посвященной изменениям в трудовом законодательстве. В Трудовом кодексе РФ, отметил он, содержится запрет на дискриминацию работников по какому-либо признаку. Кроме того, равенство трудовых прав всех работников оговорено в международных обязательствах России, в том числе в виде ратифицированных конвенций Международной ассоциации труда, Социальной хартии и Хартии об экономических и социальных правах.

Однако другие эксперты рынка труда высказывают серьёзные опасения, что либерализация миграционного законодательства нанесёт непоправимый урон трудовым правам россиян и, в частности, жителям Москвы и Санкт-Петербурга, которых и без того сегодня теснят на рынке труда не только мигранты, но и жители регионов.

Руководитель Департамента труда и занятости населения г. Москвы Олег НЕТЕРЕБСКИЙ:

«Я не могу не согласиться с теми, кто говорит, что механизмы квотирования, существующие на сегодняшний день в стране, несовершенны. Они требуют серьезной доработки. К примеру, сегодня механизм таков: предприятие, у которого есть потребность в иностранных работниках, подает заявление и получает определенное количество квот, а иностранный работник получает разрешение на работу. Однако при этом никакой привязки работника к данному предприятию нет. И нередко получается, что, приехав и поработав непродолжительное время на предприятии, участвовавшем в квотной компании, мигрант уходит в другую организацию, а добросовестный работодатель остается без работника. Эту проблему может решить квотирование конкретных рабочих мест - такое предложение по изменению закона вносится Минздравсоцразвития РФ.

Еще один момент - это сроки заявочной и корректировочной кампаний. Подать заявку на получение квоты в следующем году предприятие может в строго определенные сроки: с 1 января по 1 мая. То есть если компания опоздала, то она уже, по существующему регламенту, не может рассчитывать на получение квоты. А ведь бывают ситуации, когда потребность в привлечении иностранных работников возникает после 1 мая, и ждать еще год организация просто не может. Например, недавно была такая ситуация с Большим театром, когда закупили оборудование фирмы BOSСH, для его установки требовалось привезти немецких инженеров, а подать заявку в срок не успели. Все подобные ситуации сегодня приходится решать индивидуально. Совсем другое дело будет, если квотную кампанию сделают круглогодичной.

В общем, недоработок в миграционном законодательстве немало. Однако если совсем отменят квоты, это будет беда не только для Москвы, но и для страны в целом. В этом случае у субъектов РФ отнимут последнюю возможность влиять на количество привлекаемых мигрантов. Кому это нужно? Для меня ответ очевиден: недобросовестным работодателям, которые заинтересованы в привлечении дешевой рабочей силы. А ведь в Конституции России, в Законе о занятости и других документах записано, что приоритетная цель государства, - трудоустройство россиян. При этом экономически выгоднее сегодня брать на работу иностранцев. И пока не будут приняты соответствующие поправки в налоговое, миграционное и прочее законодательство, ситуация не изменится».

Светлана ЧЕРКАСОВА, Job.ru.

Назад в раздел